ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов
начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г.
Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из сборника рабочих программ «Школа
России») М.: «Просвещение», 2020г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. 1
класс. М.: «Просвещение»,2020г.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
«Русский язык» входит в предметную образовательную область «Филология».
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской учебного
предмета.
УМК « ШКОЛА РОССИИ» обеспечен:
Учебник «Русский язык» 1класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий.
Москва, «Просвещение», 2011г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
•
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
•
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
•
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
•
развитие коммуникативных умений;
•
развитие нравственных и эстетических чувств.
Планируемы результаты изучения курса «Русский язык
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса 1 класс
Планируемые результаты изучения курса («Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г.
Горецкий) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания
данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую
программу.
Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов
позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся,
собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями
образовательного учреждения.
1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам,
на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении,
в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в
том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема),
под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые
факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную
форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных
УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
-
- представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской
Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии,
лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
- анализировать
последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за
фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и
правильно произносить;
различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’],
находить их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего
согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг,
яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг
слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга —
агник);
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения,
инструменты и др.);
- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения,
слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового
словаря;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак,
действие);
- на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков
предметов, названия действий предметов;
- иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах,
близких и противоположных по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
-
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
-
различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений),
выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца
предложения;
• устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на
содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки
конца предложения.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
- а)
применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- б)
безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
- в)
писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными
правилами.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа
вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
-
.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Колво
часо
в
Дата
По плану
1.
Пропись — первая учебная тетрадь.
1
05.09
2
Пропись — первая учебная тетрадь.
1
07.09
3
Рисование бордюров.
1
08.09
4
Письмо длинных прямых наклонных линий.
1
12.09
5
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу 1
влево, вправо.
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
Письмо коротких наклонных линий.
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруг- 1
лением.
14.09
Письмо короткой и длинной наклонной линии с
закруглением вверху и внизу.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа 1
в тетради.
21.09
10
Строчная и заглавная буква А, а.
1
26.09
11
Строчная и заглавная буква О, о.
1
28.09
12
Строчная и заглавная буква И, и.
1
29.09
13
Строчная буква ы.
1
03.10
14
Строчная и заглавная буквы У, у.
1
05.10
15
Строчная и заглавная буквы Н, н.
1
06.10
1
10.10
6
7
8
9
16
15.09
19.09
22.09
Строчная и заглавная буквы С, с.
17
Строчная и заглавная буквы К, к.
1
12.10
18
Строчная и заглавная буквы Т, т.
1
13.10
19
Строчная и заглавная буквы Л, л.
•перенос слов по слогам без стечения согласных;
1
17.10
Факт
•знаки препинания в конце предложения.
20
Повторение и закрепление изученного.
1
19.10
21
Строчная и заглавная буква Р,р
1
20.10
22
Строчная и заглавная буква В,в
1
24.10
23
Строчная и заглавная буквы Е, е.
1
26.10
24
Строчная и заглавная буквы П, п.
1
27.10
25
Строчная и заглавная буквы М, м.
1
07.11
26
Строчная и заглавная буквы З, з.
1
09.11
27
Строчная и заглавная буквы Б, б.
1
10.11
28
Изученные строчные и заглавные буквы.
1
14.11
29
1
16.11
30
Строчная и заглавная буквы Д, д.
.
Строчная и заглавная буквы Д, д.
1
17.11
31
Строчная и заглавная буквы Я, я.
1
21.11
32
Изученные строчные и заглавные буквы.
1
23.11
33
Строчная и заглавная буквы Г, г.
1
24.11
34
Письмо букв, буквосочетаний, слогов,
соблюдением гигиенических норм.
Строчная буква ч и Заглавная буква Ч
слов,
с 1
28.11
1
30.11
Письмо букв, буквосочетаний,
соблюдением гигиенических норм.
Буква ь.
слов,
с 1
01.12
1
05.12
Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине 1
слова.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
1
07.12
12.12
41
Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание 1
сочетания ши.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
1
42
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
1
15.12
43
с 1
19.12
44
Письмо букв, буквосочетаний,
соблюдением гигиенических норм.
Строчная буква ё.
1
21.12
45
Овладение позиционным способом обозначения звуков 1
22.12
35
36
37
38
39
40
слогов,
слогов,
слов,
08.12
14.12
буквами. Функция букв е, ё, ю, я.
26.12
47
Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости 1
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
1
48
Строчная и заглавная буквы X, х.
1
29.12
49
Правописание изученных строчных и заглавных букв в 1
словах и предложениях.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1
изученных букв.
09.01
51
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
1
12.01
52
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1
изученных букв.
16.01
53
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
1
18.01
54
Письмо слогов и слои с буквами Ц, и,.
1
19.01
55
Письмо слогом и слов с буквами
изученными буквами.
и другими 1
23.01
56
Строчная и заглавная буквы Э, э.
1
25.01
57
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с 1
изученными правилами
Строчная буква щ.
1
26.01
46
50
58
Ц, ц
28.12
11.01
30.01
•
01.02
60
Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. 1
Письмо слогов и слов е буквой щ
Заглавная буква Щ.
1
61
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
1
06.02
62
Строчные буквы ь, ъ.
1
08.02
63
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1
изученных букв.
09.02
64
Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи
1
1302
65
Текст. Предложение.Смысловая связь предложений в 1
тексте. Заголовок текста.
15.02
66
Диалог.
1
16.02
67
Слово. Роль слов в речи .
1
27.02
68
Слова
однозначные
и
многозначные
(общее 1
представление). Слова, близкие и противоположные по
значению.
01.03
59
02.02
69
Слог как минимальная произносительная единица
(общее представление) Слог как минимальная произносительная единица.
1
02.03
70
Деление слов на слоги.
1
06.03
71
Правила переноса слов (первое представление
1
09.03
72
Применение правила правописания — перенос слов.
1
13.03
73
Ударение (общее представление)
1
15.03
74
Графическое
модели слов
Слогоударные 1
16.03
75
Перенос слов. Правила переноса слов
1
27.03
76
1
29.03
77
Ударение..
.
Звуки и буквы
1
30.03
78
Русский алфавит, или Азбука
1
03.04
79
Гласные звуки.
1
05.04
80
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.
1
06.04
81
Гласные звуки
Слова с буквой э.
1
10.04
82
Ударные и безударные гласные звуки
1
12.04
83
Ударные и безударные гласные звуки
1
13.04
84
17.04
85
Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные 1
гласные звуки»
Итоговая контрольная работа
1
86
Согласные звуки
1
20.04
87
Согласные звуки. Буквы Йи И. Слова со звуком [й’] и
буквой «и краткое».
1
24.04
88
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
1
26.04
89
Твёрдые и мягкие согласные звуки
1
27.04
90
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука
1
03.05
91
Согласные звонкие и глухие
1
04.05
обозначение
ударения.
19.04
92
Согласные звонкие и глухие
08.05
1
10.05
94
Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и 1
глухие».
Развитие речи. Работа с текстом.
1
95
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.
1
15.05
96
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
1
17.05
97
Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные 1
звуки».
Заглавная буква в словах.
1
18.05
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — 1
изученные правила письма).
Повторение
24.05
93
98
99
11.05
22.05