ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение», 2020г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. М.: «Просвещение»,2020г. Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. «Русский язык» входит в предметную образовательную область «Филология». Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской учебного предмета. УМК « ШКОЛА РОССИИ» обеспечен: Учебник «Русский язык» 1класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий. Москва, «Просвещение», 2011г. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; • развитие коммуникативных умений; • развитие нравственных и эстетических чувств. Планируемы результаты изучения курса «Русский язык Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса 1 класс Планируемые результаты изучения курса («Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую программу. Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся, собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями образовательного учреждения. 1 класс Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; - положительного отношения к урокам русского языка; - уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - интереса к языковой и речевой деятельности; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; - представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); - первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: - принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; - понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом; - высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); - оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: - целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; - ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); - осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; - понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); - работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; - понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; - преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); - осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: слушать собеседника и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); - принимать участие в диалоге; - задавать вопросы, отвечать на вопросы других; - принимать участие в работе парами и группами; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; - оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы - - представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации; - представление о значимости языка и речи в жизни людей; - представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы); - практические умения работать с языковыми единицами; - представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка; - представление о правилах речевого этикета; - адаптация к языковой и речевой деятельности. Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: - слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; - пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; - составлять текст из набора предложений; - выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст; - различать устную и письменную речь; - различать диалогическую речь; - отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений. Обучающийся получит возможность научиться: текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их - анализировать последовательность в тексте; - определять тему и главную мысль текста; - соотносить заголовок и содержание текста; - составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); - составлять текст по его началу и по его концу; - составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится: - понимать различие между звуками и буквами; - устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; - различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; - определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; - различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; - различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; - различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; - обозначать ударение в слове; - правильно называть буквы русского алфавита; - называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков; - определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. Обучающийся получит возможность научиться: - наблюдать над образованием звуков речи; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка; - определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.; - обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый; - располагать заданные слова в алфавитном порядке; - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель; - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.); - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике). Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: - различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник); - определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; - классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); - определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения, слова-благодарения). Обучающийся получит возможность научиться: - осознавать слово как единство звучания и значения; - осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря; - различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие); - на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов; - иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; - подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач. - Морфология Обучающийся получит возможность научиться: - различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); - соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; - соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; - соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; - различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Синтаксис Обучающийся научится: - различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; - выделять предложения из речи; - соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; - соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; - составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме); - составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»); - писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы. Учащийся получит возможность научиться: • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; • устанавливать связь слов в предложении; сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Орфография и пунктуация Учащийся научится: - а) применять изученные правила правописания: - раздельное написание слов в предложении; - написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; - отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; - перенос слов; - прописная буква в начале предложения, именах собственных; - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); - знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; - б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника; - в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами. Учащийся получит возможность научиться: - определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; - писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); - писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); - применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; - пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. - . Календарно-тематическое планирование № Тема урока Колво часо в Дата По плану 1. Пропись — первая учебная тетрадь. 1 05.09 2 Пропись — первая учебная тетрадь. 1 07.09 3 Рисование бордюров. 1 08.09 4 Письмо длинных прямых наклонных линий. 1 12.09 5 Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу 1 влево, вправо. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруг- 1 лением. 14.09 Письмо короткой и длинной наклонной линии с закруглением вверху и внизу. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа 1 в тетради. 21.09 10 Строчная и заглавная буква А, а. 1 26.09 11 Строчная и заглавная буква О, о. 1 28.09 12 Строчная и заглавная буква И, и. 1 29.09 13 Строчная буква ы. 1 03.10 14 Строчная и заглавная буквы У, у. 1 05.10 15 Строчная и заглавная буквы Н, н. 1 06.10 1 10.10 6 7 8 9 16 15.09 19.09 22.09 Строчная и заглавная буквы С, с. 17 Строчная и заглавная буквы К, к. 1 12.10 18 Строчная и заглавная буквы Т, т. 1 13.10 19 Строчная и заглавная буквы Л, л. •перенос слов по слогам без стечения согласных; 1 17.10 Факт •знаки препинания в конце предложения. 20 Повторение и закрепление изученного. 1 19.10 21 Строчная и заглавная буква Р,р 1 20.10 22 Строчная и заглавная буква В,в 1 24.10 23 Строчная и заглавная буквы Е, е. 1 26.10 24 Строчная и заглавная буквы П, п. 1 27.10 25 Строчная и заглавная буквы М, м. 1 07.11 26 Строчная и заглавная буквы З, з. 1 09.11 27 Строчная и заглавная буквы Б, б. 1 10.11 28 Изученные строчные и заглавные буквы. 1 14.11 29 1 16.11 30 Строчная и заглавная буквы Д, д. . Строчная и заглавная буквы Д, д. 1 17.11 31 Строчная и заглавная буквы Я, я. 1 21.11 32 Изученные строчные и заглавные буквы. 1 23.11 33 Строчная и заглавная буквы Г, г. 1 24.11 34 Письмо букв, буквосочетаний, слогов, соблюдением гигиенических норм. Строчная буква ч и Заглавная буква Ч слов, с 1 28.11 1 30.11 Письмо букв, буквосочетаний, соблюдением гигиенических норм. Буква ь. слов, с 1 01.12 1 05.12 Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине 1 слова. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. 1 07.12 12.12 41 Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание 1 сочетания ши. Письмо слогов и слов с изученными буквами. 1 42 Строчная и заглавная буквы Ж, ж. 1 15.12 43 с 1 19.12 44 Письмо букв, буквосочетаний, соблюдением гигиенических норм. Строчная буква ё. 1 21.12 45 Овладение позиционным способом обозначения звуков 1 22.12 35 36 37 38 39 40 слогов, слогов, слов, 08.12 14.12 буквами. Функция букв е, ё, ю, я. 26.12 47 Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости 1 согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Строчная и заглавная буквы Й, й. 1 48 Строчная и заглавная буквы X, х. 1 29.12 49 Правописание изученных строчных и заглавных букв в 1 словах и предложениях. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1 изученных букв. 09.01 51 Строчная и заглавная буквы Ю, ю. 1 12.01 52 Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1 изученных букв. 16.01 53 Строчная и заглавная буквы Ц, ц. 1 18.01 54 Письмо слогов и слои с буквами Ц, и,. 1 19.01 55 Письмо слогом и слов с буквами изученными буквами. и другими 1 23.01 56 Строчная и заглавная буквы Э, э. 1 25.01 57 Списывание, письмо под диктовку в соответствии с 1 изученными правилами Строчная буква щ. 1 26.01 46 50 58 Ц, ц 28.12 11.01 30.01 • 01.02 60 Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. 1 Письмо слогов и слов е буквой щ Заглавная буква Щ. 1 61 Строчная и заглавная буквы Ф, ф. 1 06.02 62 Строчные буквы ь, ъ. 1 08.02 63 Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1 изученных букв. 09.02 64 Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи 1 1302 65 Текст. Предложение.Смысловая связь предложений в 1 тексте. Заголовок текста. 15.02 66 Диалог. 1 16.02 67 Слово. Роль слов в речи . 1 27.02 68 Слова однозначные и многозначные (общее 1 представление). Слова, близкие и противоположные по значению. 01.03 59 02.02 69 Слог как минимальная произносительная единица (общее представление) Слог как минимальная произносительная единица. 1 02.03 70 Деление слов на слоги. 1 06.03 71 Правила переноса слов (первое представление 1 09.03 72 Применение правила правописания — перенос слов. 1 13.03 73 Ударение (общее представление) 1 15.03 74 Графическое модели слов Слогоударные 1 16.03 75 Перенос слов. Правила переноса слов 1 27.03 76 1 29.03 77 Ударение.. . Звуки и буквы 1 30.03 78 Русский алфавит, или Азбука 1 03.04 79 Гласные звуки. 1 05.04 80 Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. 1 06.04 81 Гласные звуки Слова с буквой э. 1 10.04 82 Ударные и безударные гласные звуки 1 12.04 83 Ударные и безударные гласные звуки 1 13.04 84 17.04 85 Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные 1 гласные звуки» Итоговая контрольная работа 1 86 Согласные звуки 1 20.04 87 Согласные звуки. Буквы Йи И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». 1 24.04 88 Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. 1 26.04 89 Твёрдые и мягкие согласные звуки 1 27.04 90 Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука 1 03.05 91 Согласные звонкие и глухие 1 04.05 обозначение ударения. 19.04 92 Согласные звонкие и глухие 08.05 1 10.05 94 Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и 1 глухие». Развитие речи. Работа с текстом. 1 95 Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. 1 15.05 96 Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. 1 17.05 97 Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные 1 звуки». Заглавная буква в словах. 1 18.05 Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — 1 изученные правила письма). Повторение 24.05 93 98 99 11.05 22.05