РУССКИЙ ЯЗЫК НАДОМНИК 1 КЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов
начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г.
Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из сборника рабочих программ «Школа
России») М.: «Просвещение», 2020г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. 1
класс. М.: «Просвещение»,2020г.
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
«Русский язык» входит в предметную образовательную область «Филология».
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской учебного
предмета.
УМК « ШКОЛА РОССИИ» обеспечен:
Учебник «Русский язык» 1класс авторы: В.П. Канакина и В. Г. Горецкий.
Москва, «Просвещение», 2011г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
•
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык»
основных задач образовательной области «Филология»:
•
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
•
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
•
развитие коммуникативных умений;
•
развитие нравственных и эстетических чувств.
Планируемы результаты изучения курса «Русский язык
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса 1 класс
Планируемые результаты изучения курса («Русский язык», авторы В. П. Канакина, В. Г.
Горецкий) по годам обучения разработаны в соответствии с особенностями структуры и содержания
данного курса и являются ориентирами, помогающими учителю разрабатывать свою рабочую
программу.
Вспомогательный и ориентировочный характер представленных планируемых результатов
позволяет учителю корректировать их в соответствии с учебными возможностями обучающихся,
собственными профессиональными взглядами, материально-техническими и другими условиями

образовательного учреждения.

1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам,
на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания,
отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока), с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу
осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении,
в условных обозначениях, в словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных
пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в
том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема),
под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые
факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную
форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,
осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по
заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово,
обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под
руководством учителя).

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных
УУД:
слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении
правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
-

- представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской
Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии,
лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,
пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Обучающийся получит возможность научиться:
текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их
- анализировать
последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за
фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
- различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и
правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’],
находить их в слове, правильно произносить;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы русского алфавита;
- называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего
согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
- обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг,
яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом
проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг
слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга —
агник);
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения,
инструменты и др.);
- определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова- приветствия, слова-извинения,
слова-благодарения).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового
словаря;
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак,
действие);
- на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков
предметов, названия действий предметов;
- иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах,
близких и противоположных по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
-

Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти
слова;
-

различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений),
выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Учащийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца
предложения;
• устанавливать связь слов в предложении;
сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на
содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки
конца предложения.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
- а)
применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
- написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, именах собственных;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
- знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- б)
безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника;
- в)
писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными
правилами.
Учащийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа
вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова
(простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при
списывании;
- пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
-

.

Календарно-тематическое планирование

№
Тема урока

Колво
часо
в

Дата

По плану

1.

Пропись — первая учебная тетрадь.

1

05.09

2

Пропись — первая учебная тетрадь.

1

07.09

3

Рисование бордюров.

1

08.09

4

Письмо длинных прямых наклонных линий.

1

12.09

5

Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу 1
влево, вправо.
Письмо овалов больших и маленьких, их чередование.
Письмо коротких наклонных линий.
Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруг- 1
лением.

14.09

Письмо короткой и длинной наклонной линии с
закруглением вверху и внизу.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа 1
в тетради.

21.09

10

Строчная и заглавная буква А, а.

1

26.09

11

Строчная и заглавная буква О, о.

1

28.09

12

Строчная и заглавная буква И, и.

1

29.09

13

Строчная буква ы.

1

03.10

14

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

05.10

15

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

06.10

1

10.10

6
7

8
9

16

15.09
19.09

22.09

Строчная и заглавная буквы С, с.

17

Строчная и заглавная буквы К, к.

1

12.10

18

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

13.10

19

Строчная и заглавная буквы Л, л.
•перенос слов по слогам без стечения согласных;

1

17.10

Факт

•знаки препинания в конце предложения.
20

Повторение и закрепление изученного.

1

19.10

21

Строчная и заглавная буква Р,р

1

20.10

22

Строчная и заглавная буква В,в

1

24.10

23

Строчная и заглавная буквы Е, е.

1

26.10

24

Строчная и заглавная буквы П, п.

1

27.10

25

Строчная и заглавная буквы М, м.

1

07.11

26

Строчная и заглавная буквы З, з.

1

09.11

27

Строчная и заглавная буквы Б, б.

1

10.11

28

Изученные строчные и заглавные буквы.

1

14.11

29

1

16.11

30

Строчная и заглавная буквы Д, д.
.
Строчная и заглавная буквы Д, д.

1

17.11

31

Строчная и заглавная буквы Я, я.

1

21.11

32

Изученные строчные и заглавные буквы.

1

23.11

33

Строчная и заглавная буквы Г, г.

1

24.11

34

Письмо букв, буквосочетаний, слогов,
соблюдением гигиенических норм.
Строчная буква ч и Заглавная буква Ч

слов,

с 1

28.11

1

30.11

Письмо букв, буквосочетаний,
соблюдением гигиенических норм.
Буква ь.

слов,

с 1

01.12

1

05.12

Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине 1
слова.
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
1

07.12

12.12

41

Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание 1
сочетания ши.
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
1

42

Строчная и заглавная буквы Ж, ж.

1

15.12

43

с 1

19.12

44

Письмо букв, буквосочетаний,
соблюдением гигиенических норм.
Строчная буква ё.

1

21.12

45

Овладение позиционным способом обозначения звуков 1

22.12

35
36
37
38
39
40

слогов,

слогов,

слов,

08.12

14.12

буквами. Функция букв е, ё, ю, я.
26.12

47

Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости 1
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Строчная и заглавная буквы Й, й.
1

48

Строчная и заглавная буквы X, х.

1

29.12

49

Правописание изученных строчных и заглавных букв в 1
словах и предложениях.
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1
изученных букв.

09.01

51

Строчная и заглавная буквы Ю, ю.

1

12.01

52

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1
изученных букв.

16.01

53

Строчная и заглавная буквы Ц, ц.

1

18.01

54

Письмо слогов и слои с буквами Ц, и,.

1

19.01

55

Письмо слогом и слов с буквами
изученными буквами.

и другими 1

23.01

56

Строчная и заглавная буквы Э, э.

1

25.01

57

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с 1
изученными правилами
Строчная буква щ.
1

26.01

46

50

58

Ц, ц

28.12

11.01

30.01

•

01.02

60

Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. 1
Письмо слогов и слов е буквой щ
Заглавная буква Щ.
1

61

Строчная и заглавная буквы Ф, ф.

1

06.02

62

Строчные буквы ь, ъ.

1

08.02

63

Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов 1
изученных букв.

09.02

64

Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи

1

1302

65

Текст. Предложение.Смысловая связь предложений в 1
тексте. Заголовок текста.

15.02

66

Диалог.

1

16.02

67

Слово. Роль слов в речи .

1

27.02

68

Слова
однозначные
и
многозначные
(общее 1
представление). Слова, близкие и противоположные по
значению.

01.03

59

02.02

69

Слог как минимальная произносительная единица
(общее представление) Слог как минимальная произносительная единица.

1

02.03

70

Деление слов на слоги.

1

06.03

71

Правила переноса слов (первое представление

1

09.03

72

Применение правила правописания — перенос слов.

1

13.03

73

Ударение (общее представление)

1

15.03

74

Графическое
модели слов

Слогоударные 1

16.03

75

Перенос слов. Правила переноса слов

1

27.03

76

1

29.03

77

Ударение..
.
Звуки и буквы

1

30.03

78

Русский алфавит, или Азбука

1

03.04

79

Гласные звуки.

1

05.04

80

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

06.04

81

Гласные звуки
Слова с буквой э.

1

10.04

82

Ударные и безударные гласные звуки

1

12.04

83

Ударные и безударные гласные звуки

1

13.04

84

17.04

85

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные 1
гласные звуки»
Итоговая контрольная работа
1

86

Согласные звуки

1

20.04

87

Согласные звуки. Буквы Йи И. Слова со звуком [й’] и
буквой «и краткое».

1

24.04

88

Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

26.04

89

Твёрдые и мягкие согласные звуки

1

27.04

90

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

1

03.05

91

Согласные звонкие и глухие

1

04.05

обозначение

ударения.

19.04

92

Согласные звонкие и глухие

08.05
1
10.05

94

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и 1
глухие».
Развитие речи. Работа с текстом.
1

95

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

1

15.05

96

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

17.05

97

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные 1
звуки».
Заглавная буква в словах.
1

18.05

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — 1
изученные правила письма).
Повторение

24.05

93

98
99

11.05

22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».