Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с использованием методических рекомендаций для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы и ориентирована на учебник Малышева З. Ф. «Чтение, 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы», (Просвещение, 2019 г.) Содержание учебного предмета «Чтение» в 5 классе Учебный предмет «Чтение» («Литературное чтение») занимает особое место в системе образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данный курс нацелен на формирование не только навыков чтения (правильность, осознанность, выразительность, беглость), но и речевых умений. Кроме того, уроки чтения должны развивать у старшеклассников интерес к чтению доступной литературы, духовно и нравственно обогащать их. Чтение является сложнейшим видом речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речевого, двигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. В зависимости от механизма чтения выделяют три этапа становления этого процесса: 1-й этап - этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстаёт от произношения. 2-й этап - этап становления синтетических приёмов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению. 3-й этап - этап автоматизированного чтения, при котором единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение. Практика показывает, что ученики старших классов с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности при чтении и понимании художественных произведений. Большинство из них находится на этапе становления синтетических приёмов чтения, и это обусловлено целым рядом причин: ■ нарушение фонематического слуха; ■ нарушение пространственного восприятия; ■ нарушение взаимодействия между слуховым, зрительным и кинестетическим восприятием; ■ нарушение мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, речи; ■ нарушение поведения и работоспособности. В силу перечисленных интеллектуальных и речевых недостатков этап автоматизированного чтения оказывается для умственно отсталых старшеклассников практически недостижимым. Стандарты для учащихся с интеллектуальными нарушениями, адаптированная образовательная программа, специальная методика обучения чтению школьников с интеллектуальными нарушениями ставят перед педагогом следующие задачи: ■ формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; ■ знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями; ■ коррекция высших психических функций обучающихся (речи, мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения); ■ формирование коммуникативных умений обучающихся; ■ развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся; ■ формирование нравственно-этических норм поведения обучающихся. Эти задачи решаются с помощью текстов, представленных в учебниках по чтению, методического аппарата к данным текстам, а также рабочей программы, разработанной самим педагогом. Примерная тематика чтения: Устное народное творчество Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле. Картины родной природы Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым. О животных Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека. Из прошлого нашего народа Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники). Спешите делать добро Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей. Из произведений зарубежных писателей Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах. Навыки чтения Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения. Работа с текстом Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделение темы и идеи произведения, соотнесение их с заглавием текста. Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации. Выделение в соответствии с данным планом частей текста. Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного выделения. Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов. Оценка характера героя, подбор подтверждающих эту оценку фактов (с помощью учителя). Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки. Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения в 5 классе Личностные результаты - развитие нравственных чувств, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т. п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы; - понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность её выполнять; - способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия; - способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы; - умение строить сообщения в устной форме; - умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - умение формулировать собственное мнение; - способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты - умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; - умение соблюдать при чтении паузы между предложениями; - умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения); - способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; - умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т. п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям); - способность выделять главную мысль произведения; - способность участвовать в беседе; - умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части; - способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам, - способность заучивать стихотворения наизусть; - способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки. Основные требования к умениям учащихся 1-й уровень (минимальный): - правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; - находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; - отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); - заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося); - принимать участие в уроках внеклассного чтения. 2-й уровень (достаточный): - правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях - по слогам; - читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; - отвечать на вопросы учителя; - пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты - самостоятельно; - выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; - выучить наизусть 8-10 стихотворений; - читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя. Тематическое планирование № п/п 1 2 3 6 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема урока Дата проведения План Факт «Устное народное творчество» Устное народное творчество. Считалки. 6.09 Заклички. Потешки. Пословицы и поговорки. Загадки. Русская народная сказка «Никита Кожемяка». 8.09 Тофаларская сказка «Как наказали медведя». 13.09 Башкирская сказка «Золотые руки». 15.09 Русская народная сказка «Морозко». 20.09 Русская народная сказка «Два Мороза». 22.09 Татарская сказка «Три дочери». 27.09 А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи 29.09 богатырях» (отрывки). 04.10 По Д. Мамину – Сибиряку «Серая шейка». 06.10 11.10 Обобщающий урок по теме «Устное народное 13.10 творчество». «Картины родной природы. Лето» Г. Скребицкий «Июнь». 18.10 И. Суриков «Ярко солнце светит …» 20.10 А. Платонова «Июльская гроза». 25.10 А. Прокофьев «Берёзка». 27.10 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату …». 08.11 Обобщающий урок по теме «Лето» в разделе 10.11 «Картины родной природы». Внеклассное чтение рассказов о природе. «Картины родной природы. Осень» Г. Скребицкий «Сентябрь». 15.11 По И. Соколову – Микитову «Золотая осень». 17.11 К. Бальмонт «Осень». 22.11 Г. Скребицкий «Добро пожаловать». 24.11 В. Астафьев «Осенние грусти». 29.11 И. Бунин «Первый снег». 01.12 Обобщающий урок по теме «Осень» в разделе 06.12 «Картины родной природы» «О друзьях – товарищах» Ю. Яковлев «Колючка». 08.12 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». 13.12 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 15.12 (отрывок). Л. Воронкова «Дорогой подарок». 20.12 «Спешите делать добро» 29 Басни И. Крылова «Ворона и Лисица», «Щука и 22.12 Кот», «Квартет». 30 О. Бондарчук «Слепой домик». 27.12 31 А. Платонов «Сухой Хлеб». 29.12 32 В. Распутин «Люся». 10.01 33 В. Брюсов «Труд». 12.01 34 Р. Рождественский «Огромное небо». 17.01 «Картины родной природы. Зима» 35 Ф. Тютчев «Зима». 19.01 36 Г. Скребицкий «Декабрь». Г. Скребицкий «Всяк 24.01 по – всякому». 37 К. Бальмонт «К зиме». 26.01 38 С. Есенин «Поёт зима …». 31.01 39 С. Есенин «Берёза». 02.02 40 А. Пушкин «Зимняя дорога». 07.02 «Картины родной природы. Весна» 41 Г. Скребицкий «Март». 09.02 42 А. Толстой «вот уж снег последний в поле тает 14.02 …». 43 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой 16.02 44 грозы». Г. Скребицкий «Весна – красна». 45 Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный 21.02 кораблик». Г. Скребицкий «В весеннем лесу». 46 А. Толстой «Весенние ручьи». 28.02 47 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами». 02.03 48 А. Блок «Ворона». 07.03 49 Е. Серов «Подснежник». 09.03 50 С. Есенин «Черёмуха». 14.03 51 Я. Аким «Весна, весною, о весне» 16.03 «О животных» 52 Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 28.03 53 А. Толстой «Желтухин». 30.03 54 К. Паустовский «Кот Ворюга». 04.04 55 Б. Житков «Про обезьянку». 06.04 56 Э. Асадов «Дачники». 11.04 57 Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». 13.04 58 С. Михалков «Будь человеком». 18.04 59 Обобщение по теме «О животных». 20.04 «Из прошлого нашего народа» 60 О. Тихомиров «На поле Куликовом». 25.04 61 По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года». 27.04 6 Н. Некрасов «… И снится ей жаркое лето …» 02.05 (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). 63 А. Куприн « Белый пудель» (отрывки) 04.05 64 65 66 67 68 Л. Жариков «Снега, понимайтесь метелью!» 11.05 Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата». 16.05 Обобщение по теме «Из прошлого нашего 16.05 народа». «Произведения зарубежных писателей» В. Гюго «Гаврош» (отрывки). 18.05 М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок). 23.05