1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федерального перечня учебников утвержденного на 2020-2021 учебные годы, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования . Приказа Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345» Изучение тем экономического профиля в курсе предмета«Математика» направлено на достижение следующей цели: Помочь сформировать основы экономической культуры школьников в учебной деятельности. посредством основных содержательных линий Программы «Математика»: формирование у младших школьников начальных экономических представлений способствует развитию социально-активной личности, соответствующей изменяющимся современным экономическим процессам, способной самостоятельно и творчески принимать экономические решения. Изучение тем экономического профиля в курсе предмета« Математика» направлено на достижение следующих задач: с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира отношения; способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества; формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы; развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием. Общая характеристика курса Изучение начального курса «Математика» создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Курс «Математика» является началом и органической частью школьного математического образования. Содержание курса «Математика» позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология). В результате обучения предмета «Математика» реализуются следующие цели: развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования; освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни. Задачи: развитие числовой грамотности обучающихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками; формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала; формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений; развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса); знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления); математическое развитие обучающихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.; развитие речевой культуры обучающихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности обучающихся; расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике; развитие логического и символического мышления, математической речи, пространственного воображения; формирование интеллектуальных познавательных учебных действий, которые постепенно принимают характер универсальных (сопоставление, классификация, сравнение, рассуждение, доказательство и др.). Ценностные ориентиры содержания предмета «Математика» В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики: понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.); математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объектов природы); владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет обучающемуся совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения). Обоснование выбора УМК Методический аппарат учебника организует ориентировку обучающихся при формировании важнейших учебных действий: умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Содержание материала имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Содержание заданий предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебнометодического комплекта УМК «Школа России». 1. Моро, М. И. Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2019. 2.Моро, М. И. Математика. 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М.: Просвещение, 2019. 3. Кремнева С. Ю. Математика 1 класс. Рабочая тетрадь в 2 ч.: к учебнику М. И. Моро и др.М.: Издательство «Экзамен»,2020. Характеристика организации учебного процесса При организации учебного процесса используются: технология дистанционного обучения; информационно - коммуникационные технологии; проблемно-диалогическая технология; организации учебного сотрудничества; проектно-исследовательская деятельность; здоровьесберегающие технологии. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков (урокиигры, уроки - исследования, творческие лаборатории, защита проектов), обобщающих уроков. Используется коллективная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Методы методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; репродуктивные, проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством; методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания); методы контроля и самоконтроля интерактивные методы обучения 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения курса «Математика» программа обеспечивает обучающимися следующих результатов: достижение В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Подготовка к изучению чисел» первоклассники научатся: называть числа, следуя друг за другом при счете; отвечать на вопросы «Сколько?» «Который по счету?», «Столько же?», «Больше?», «Меньше?», «На сколько больше?», «Что было раньше, что позже?», «Какой предмет короче, какой длиннее?»; определять, как расположены предметы (вверху или внизу, слева или справа); узнавать, читать числовые равенства, находить их значение, опираясь на состав чисел; Учащиеся получат возможность научиться: сравнивать количество предметов, устанавливать соответствие; наблюдать серию сюжетных картинок, устанавливать последовательность; называть порядковые числительные при счете; объединять предметы в группы, исключать лишний; следовать нормам ведения тетрадей; отвечать на вопросы учителя, используя математические термины. В результате работы над разделом «Числа от 1 до 10. Нумерация» первоклассники научатся: получать в ряду чисел при счете каждое следующее число из предыдущего, а каждое предыдущее число из следующего за ним; определять место числа нуль среди других чисел; называть, обозначать и сравнивать числа от 1 до 10; уравнивать множества; узнавать, читать числовые равенства и неравенства, находить их значение, опираясь на состав чисел; увеличивать и уменьшать число на несколько единиц; распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, ломанную, многоугольник; измерять отрезки в сантиметрах и чертить отрезки заданной длины. Учащиеся получат возможность научиться: складывать и вычитать числа в пределах 10, опираясь на состав числа; наблюдать объединение множеств и их разность; наблюдать целое, состоящее из нескольких частей, находить целое, объединяя части; использовать правило: чтобы найти часть надо от целого убрать другие части; под управлением учителя выполнять проект «Мое любимое число», «Математика вокруг нас». В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание» первоклассники научатся: называть арифметические действия сложение и вычитание, называть знаки этих действий, называть числа при сложении(слагаемые, значение суммы) и при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, значение разности); прибавлять и вычитать 1, 2, 3, 4, 5; выполнять сложение, применяя переместительное свойство сложения; выполнять на основе связи сложения и вычитания вычисления вида: 5+4=9, 9-4= 5, 95=4; решать простые задачи на нахождение суммы (целого) и остатка (части целого), простые задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц; решать простые задачи на разностное сравнение; решать простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; решать составные задачи на сложение и нахождение остатка; измерять отрезки, сравнивать их длины, чертить отрезки заданной длины, используя меру длины-сантиметр; определять и сравнивать массу предметов в килограммах; определять и сравнивать емкость предметов в литрах; Учащиеся получат возможность научиться: составлять краткую запись задачи; вычерчивать отрезки заданной длины и ломанные, четырехугольники и треугольники; наблюдать над переместительным свойством сложения; составлять прямые и обратные задачи на основе связи сложения и вычитания вычисления вида: 5+4=9, 9-4= 5, 9-5=4; наблюдать величины «Длина», «Масса» и «Емкость»; овладеть навыками работы с линейкой; под управлением учителя выполнять проект «Задача-математическая загадка». В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Числа от 11 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание» первоклассники научатся: образовывать числа второго десятка; приемам сложения и вычитания однозначных чисел; называть, обозначать и сравнивать числа от 11 до 20; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток; измерять отрезки в дециметрах и чертить отрезки заданной длины; решать составные задачи, включающие простую на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц; Учащиеся получат возможность научиться: наблюдать разрядный состав чисел в пределах 100; составлять задачи по заданным схемам, по заданным решениям; составлять схемы к задачам, краткую запись задач; находить правило, по которому составлен ряд чисел; следуя закономерности, находить элементы числовых множеств. В результате работы с заданиями, соответствующими разделу «Повторение» первоклассники получат возможность научиться: обобщать полученные знания; делать выводы; ставить новые учебные цели, составлять алгоритм действий. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Регулятивные УУД Обучающийся научится: удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности); проверять результаты вычислений с помощью обратных действий; планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления). Обучающийся получит возможность научиться: планировать собственную вычислительную деятельность; планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях. Познавательные УУД Обучающийся научится: выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи; использовать схемы при решении текстовых задач; наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях; выполнять вычисления по аналогии; вычислять периметр прямоугольника. Обучающийся получит возможность научиться: сопоставлять условие задачи с числовым выражением; сравнивать разные способы вычислений, решения задач; комбинировать данные при выполнении задания; ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений; ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни); исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром; получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя); пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем). Коммуникативные УУД Обучающийся научится: организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. Обучающийся получит возможность научиться: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения). ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ У обучающихся будут сформированы: положительное отношение и интерес к урокам математики; умение признавать собственные ошибки; оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков; Обучающийся получит возможность для формирования умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося; умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем; восприятие математики как части общечеловеческой культуры. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ № п/п Дата(п о плану) Дата(п Тема урока. о Формы контроля (практические, контрольнофакту) диагностические, самостоятельные занятия, экскурсии) 1. 01.09. Введение в предмет. Учебник математики. 2. 02.09. Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных). Сравнение групп предметов. 3. 03.09. Пространственные и временные представления. Местоположение предметов. Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: вверху, внизу, слева, справа. ». 4. 07.09. Пространственные и временные представления. Местоположение предметов. Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: раньше, позже, сначала, потом. 5. 08.09. Урок – игра. Отношения «столько же», «больше», «меньше 6. 09.09 Отношения «больше (меньше) на…» 7. 10.09. Урок - игра Отношения «больше (меньше) на…»Практическая работа «Моделирование». 8. 15.09. Название, обозначение, последовательность чисел. Много. Один. 9. 16.09. Прибавление к числу по одному и вычитание из числа по одному. Число и цифра 2. 10. 17.09. Принцип построения натурального ряда чисел. Число и цифра3. 11. 21.09. Чтение, запись и сравнение чисел. Знаки «+», « - », «=». 12. 23.09. Длина. Отношения «длиннее», «короче», «одинаковые по длине». ». 13. 24.09. Число и цифра 5. 14. 28.09. Числа от 1 до 5. Состав числа 5. 15. 29.09. Урок - путешествие Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. 16. 30.09. Ломаная линия. «Деньги» Практическая работа «Моделирование». 17. 05.10. Знаки «>», « < », «=».. «Монеты» 18. 06.10. Понятия «равенства», «неравенства» 19. 07.10. Многоугольник. «Решение экономических задач» Урок - викторина 20. 08.10. Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. Состав числа 6.Практическая работа «Моделирование маршрута». 21. 12.10. Числа 6 и 7. Письмо цифры 7. Состав числа 7. 22. 13.10. Числа 8 и 9. Письмо цифры 8. Состав числа 8. 23. 14.10. Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. Состав числа 9. 24. 15.10. Закрепление изученного материала по теме «Цифры и числа от 6 до 9» 25. 19.10. Закрепление тем раздела «Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация» Число 10. Состав числа 10. Решение примеров и экономических задач. 26. 21.10. Единица длина сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах и вычерчивание отрезков заданной длины. 27. 22.10. Понятия «увеличить на…», «уменьшить на …» 28. 26.10. Число 0. 29. 09.11. Сложение и вычитание вида *±1, конкретный смысл вычитания и сложения. 30. 10.11. Присчитывание и отсчитывание по 1. Сложение и вычитание вида *±1 31. 11.11. Сложение и вычитание вида *±2 32. 12.11. Название чисел при сложении. Слагаемые. Сумма. 33. 16.11. Структура задачи (условие, вопрос). Запись решения и ответа задачи. 34. 17.11. Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. Составление задач по рисунку. 35. 18.11. Таблицы сложения и вычитания с числом 2. «Игра «Я - покупатель».» 36. 19.11. Присчитывание и отсчитывание по 2. 37. 23.11. Решение задач на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. 38. 26.11. Сложение и вычитание вида*±3 Практическая работа «Моделирование». 39. 30.11. Прибавление и вычитание числа 3. 40. 01.12. Сравнение длин отрезков. 41. 02.12. Таблицы сложения и вычитания с числом 3. С/п. Название чисел при сложении. Слагаемые. Сумма. 42. 03.12. Присчитывание и отсчитывание по 3. Практическая работа «Моделирование». 43. 07.11. Текстовая задача: дополнение условия недостающими данными или вопросом, решение текстовых задач. 44. 08.11. Составление задач на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, по схематическому рисунку, по решению. 45. 10.11. Закрепление изученного материала по теме «Текстовые задачи» 46. 14.11. Закрепление изученного материала по теме «Таблицы сложения и вычитания с числами 2, 3» 47. 16.11. Повторительно-обобщающий урок по темам «Сложение и вычитание вида *±1, *±2, *±3» 48. 17.11. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел. Самостоятельная работа по разделу «Проверим себя: «Сложение и вычитание». 49. 21.12 Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) 50. 22.12. Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) 51. 23.12. Сложение и вычитание вида *±4 52. 11.01. Решение задач на разностное сравнение чисел. На сколько больше (меньше). 53. 13.01. Таблицы сложения и вычитания с числом 4 54. 14.01. Решение задач изученных видов. 55. 18.01. Переместительное свойство сложения. 56. 19.01. Применение переместительного свойства сложения для случаев вида * + 5, 6, 7, 8, 9 57. 20.01. Таблицы для случаев * + 5, 6, 7, 8, 9 58. 21.01. Состав чисел в пределах 10. 59. 25.01. Состав чисел в пределах 10. 60. 26.01. Решение задач изученных видов. 61. 01.02. Связь между суммой и слагаемыми. 62. 02.02. Связь между суммой и слагаемыми. 63. 03.02. Задачи в два действия. 64. 04.02. Решение задач в два действия (цепочка задач) . 65. 15.02. Название чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность) 66. 16.02. Вычитание вида 6 - *, 7-* С /п. Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел. 67. 17.02. Закрепление приема вычислений вида 6 - *, 7 - *. Решение задач в два действия. 68. 18.02. Вычитание вида 8 - *, 9-* 69. 22.02. Самостоятельная работа по разделу «Проверим себя: «Сложение и вычитание». Решение задач в два действия. 70. 24.02. Вычитание вида 10 - * 71. 25.02. Закрепление приема вычислений вида 10 - *. Решение задач в два действия. 72. 01.03. Единицы массы – килограмм. С /п. Связь между суммой и слагаемыми. 73. 02.03. Единицы вместимости – литр Решение задач с использованием единицы вместимости. 74. 09.03. Названия и последовательность чисел от 11 до 20. 75. 10.03. Образование чисел второго десятка. Запись и чтение чисел второго десятка. 76. 11.03. Дециметр. Соотношение между дециметром и сантиметром. «В магазине «Ткани» 77. 15.03. Сложение и вычитание вида 10 +7, 17-7, 17-10. 78. 16.03. Закрепление изученного материала по теме «Образование чисел второго десятка» 79. 17.03. Закрепление изученного материала по теме «Нумерация в пределах 20» Решение выражений и задач разных типов. «Математическая шкатулка «Семь раз отмерь, один раз отрежь»» С /п. Единцы массы. Единицы вместимости 80. 18.03. Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание вида 10 +7, 17-7, 17-10» 81. 31.03. Самостоятельная работа по разделу «Проверим себя: Числа от 1 до 20.Нумерация».Подготовка к решению задач в два действия. С /п. Компоненты при сложении и их взаимосвязь. 82. 01.04. Составная задача. План решения задачи. 83. 05.04. Составная задача. Запись решения задачи. …» 84. 07.04. Общий прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток Повторение темы «Состав числа». 85. 08.04. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+2, *+3 86. 12.04. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+4 С /пДециметр. 87. 13.04. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+5 Решение экономических задач. 88. 14.04. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+6 С /п Единицы массы 89. 15.04. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+7 90. 19.04. Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида *+8, *+9. Таблица сложения. 91. 20.04. Таблица сложенЯ 92. 22.04. Вычитание вида 11-* Вычитание вида 12-* С /п. Таблица сложения 93. 27.04. Контрольная работа по темам, изученным в 1 классе (промежуточная аттестация) 94. 28.04. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Вычитание вида 13-* 95. 29.04 Вычитание вида 14-* С /п. Геометрические задачи. 96. 04.05. Вычитание вида 15-* 97. 05.05. Вычитание вида 16-* С /п. Ломаная. 98. 06.05. Вычитание вида 17-*, 18-* 99. 11.05. Закрепление изученного материала по теме « Табличное вычитание с переходом через десяток»